Обкатка тормозных дисков и колодок

Зачем это нужно и как правильно выполнять?
Тормозная система – один из ключевых элементов безопасности автомобиля. После замены тормозных дисков и колодок их эффективность может быть снижена из-за недостаточной притирки рабочих поверхностей. Водители часто сталкиваются с увеличенным тормозным путем, перегревом и даже посторонними шумами после замены этих элементов. Все эти проблемы можно избежать, если правильно выполнить процесс обкатки.

В данной статье разберем:

Почему необходима притирка новых тормозных дисков и колодок?
Как именно притирка влияет на эффективность тормозов?
Как правильно выполнить обкатку, чтобы продлить срок службы компонентов?
изображение тормозной системы автомобиля, демонстрирующее ключевые компоненты, а также последствия неправильной и правильной притирки тормозных дисков и колодок. Это поможет визуально понять важность обкатки для безопасности и эффективности тормозов. 🚗🔧
изображение тормозной системы автомобиля, демонстрирующее ключевые компоненты, а также последствия неправильной и правильной притирки тормозных дисков и колодок. Это поможет визуально понять важность обкатки для безопасности и эффективности тормозов. 🚗🔧
Зачем нужна обкатка тормозных дисков и колодок?
🔹Неравномерный контакт поверхностей
Новые тормозные диски и колодки имеют микроскопические неровности, которые мешают их полному контакту. Из-за этого лишь небольшая часть колодки прижимается к диску, что снижает эффективность торможения.

🔹 Риск перегрева и образования отложений
Если сразу после установки интенсивно использовать тормоза, возможен локальный перегрев и образование твёрдого слоя отложений (глазурование) на поверхности колодки. Это ухудшает сцепление с диском и делает тормоза менее эффективными.

🔹 Увеличенный износ и снижение ресурса
Без плавной притирки фрикционный слой колодок изнашивается неравномерно, что приводит к преждевременному износу и ухудшению работы тормозной системы.

🔹 Скрипы, вибрации и нестабильное торможение
Некоторые водители замечают, что после замены тормозов появляются скрипы и вибрации при нажатии на педаль. Это связано с тем, что рабочие поверхности недостаточно хорошо притёрлись друг к другу..
Как правильно выполнять обкатку тормозных дисков и колодок?
🛠 Этап 1: Первые 50–100 км – мягкая обкатка
Избегайте резких торможений – плавно нажимайте на педаль и старайтесь не доводить тормоза до блокировки колес.
Не держите ногу на тормозе – избегайте длительного контакта колодок с диском, так как это может привести к перегреву.
Осторожнее с резкими остановками – если нужно экстренно затормозить, делайте это осторожно, стараясь не перегревать систему.
инфографика, показывающая, как правильно выполнять обкатку тормозных дисков и колодок.
инфографика, показывающая, как правильно выполнять обкатку тормозных дисков и колодок.

🛠 Этап 2: Притирка тормозов (100–300 км)
Выполните 10–15 плавных торможений следующим образом:

Разгонитесь до 60–80 км/ч.
Плавно затормозите до 20–30 км/ч, избегая резкого нажатия на педаль.
Дайте тормозам остыть (30–60 секунд), двигаясь без нажатия на тормоз.
Повторите процесс 10–15 раз.
⚠ Важно! Не используйте тормоза на спусках и не останавливайтесь сразу после интенсивного торможения – это может привести к перегреву и деформации дисков.

🛠 Этап 3: Закрепление результата (300–500 км)
После первичной обкатки продолжайте ездить в спокойном режиме.
Избегайте экстремальных нагрузок на тормоза.
Не перегревайте диски – давайте системе время на остывание.
Как понять, что тормоза притёрлись?
✅ Плавное и уверенное торможение – педаль тормоза становится более информативной, а торможение – прогнозируемым.
✅ Отсутствие посторонних звуков – скрипы, вибрации и шумы при торможении исчезают.
✅ Равномерный износ колодок и дисков – на рабочей поверхности дисков не должно быть пятен перегрева или следов неравномерного контакта.

Если после обкатки тормоза остаются неэффективными или продолжают издавать шум, возможно, возникли проблемы, требующие проверки..
Частые ошибки при обкатке тормозов
❌ Резкое торможение на новой системе – может привести к перегреву и потере эффективности.
❌ Игнорирование процесса обкатки – приводит к неравномерному износу и сокращает срок службы деталей.
❌ Использование тормозов на длинных спусках – перегревает систему и может вызвать биение дисков.
❌ Неправильный подбор колодок и дисков – если материалы несовместимы, эффективность торможения может значительно снизиться.