Обкатка тормозных дисков и колодок

Зачем это нужно и как правильно выполнять?
Тормозная система – один из ключевых элементов безопасности автомобиля. После замены тормозных дисков и колодок их эффективность может быть снижена из-за недостаточной притирки рабочих поверхностей. Водители часто сталкиваются с увеличенным тормозным путем, перегревом и даже посторонними шумами после замены этих элементов. Все эти проблемы можно избежать, если правильно выполнить процесс обкатки.

В данной статье разберем:
Почему необходима притирка новых тормозных дисков и колодок?
Как именно притирка влияет на эффективность тормозов?
Как правильно выполнить обкатку, чтобы продлить срок службы компонентов?

Зачем нужна обкатка тормозных дисков и колодок?
🔹Неравномерный контакт поверхностей
Новые тормозные диски и колодки имеют микроскопические неровности, которые мешают их полному контакту. Из-за этого лишь небольшая часть колодки прижимается к диску, что снижает эффективность торможения.

🔹 Риск перегрева и образования отложений
Если сразу после установки интенсивно использовать тормоза, возможен локальный перегрев и образование твёрдого слоя отложений (глазурование) на поверхности колодки. Это ухудшает сцепление с диском и делает тормоза менее эффективными.

🔹 Увеличенный износ и снижение ресурса
Без плавной притирки фрикционный слой колодок изнашивается неравномерно, что приводит к преждевременному износу и ухудшению работы тормозной системы.

🔹 Скрипы, вибрации и нестабильное торможение
Некоторые водители замечают, что после замены тормозов появляются скрипы и вибрации при нажатии на педаль. Это связано с тем, что рабочие поверхности недостаточно хорошо притёрлись друг к другу..
Как правильно выполнять обкатку тормозных дисков и колодок?
🛠 Этап 1: Первые 50–100 км – мягкая обкатка
Избегайте резких торможений – плавно нажимайте на педаль и старайтесь не доводить тормоза до блокировки колес.
Не держите ногу на тормозе – избегайте длительного контакта колодок с диском, так как это может привести к перегреву.
Осторожнее с резкими остановками – если нужно экстренно затормозить, делайте это осторожно, стараясь не перегревать систему.

🛠 Этап 2: Притирка тормозов (100–300 км)
Выполните 10–15 плавных торможений следующим образом:

Разгонитесь до 60–80 км/ч.
Плавно затормозите до 20–30 км/ч, избегая резкого нажатия на педаль.
Дайте тормозам остыть (30–60 секунд), двигаясь без нажатия на тормоз.
Повторите процесс 10–15 раз.
Важно! Не используйте тормоза на спусках и не останавливайтесь сразу после интенсивного торможения – это может привести к перегреву и деформации дисков.

🛠 Этап 3: Закрепление результата (300–500 км)
После первичной обкатки продолжайте ездить в спокойном режиме.
Избегайте экстремальных нагрузок на тормоза.
Не перегревайте диски – давайте системе время на остывание.
Как понять, что тормоза притёрлись?
✅ Плавное и уверенное торможение – педаль тормоза становится более информативной, а торможение – прогнозируемым.
✅ Отсутствие посторонних звуков – скрипы, вибрации и шумы при торможении исчезают.
✅ Равномерный износ колодок и дисков – на рабочей поверхности дисков не должно быть пятен перегрева или следов неравномерного контакта.

Если после обкатки тормоза остаются неэффективными, возможно, возникли проблемы, требующие проверки.
Важно! Перфорированные диски в совокупности с карбоновыми или керамическими колодками, отличаются по уровню шума от стандартного комплекта и считаются более "шумными", однако и более эффективными

Частые ошибки при обкатке тормозов
❌ Резкое торможение на новой системе – может привести к перегреву и потере эффективности.
❌ Игнорирование процесса обкатки – приводит к неравномерному износу и сокращает срок службы деталей.
❌ Использование тормозов на длинных спусках – перегревает систему и может вызвать биение дисков.
❌ Неправильный подбор колодок и дисков – если материалы несовместимы, эффективность торможения может значительно снизиться.

Важно! Диски зачастую имеют притирочный слой, который быстро перегревает диск в случае игнорирования обкатки и попыток сразу эксплуатировать тормозную систему в нормальном и экстремальном режимах