Иногда можно обойтись без них.
Например, хозяин нового авто позвонил в салон и пожаловался, что подтекает патрубок. Ему дали адрес автосервиса, где подтянули патрубки. С точки зрения закона это тоже гарантийный ремонт, но продавец и покупатель не оформляют лишние бумаги и не портят друг другу настроение.
Правда, потом будет сложно доказать, что недостаток был. Если машина в сервисе оказывается несколько раз в течение года, то требовать у продавца поменять ее или вернуть деньги можно уже через 30 дней общего простоя, а не через 45, как при однократном визите туда.
Иногда производитель, продавец или импортер не признают проблему или стараются тянуть время — «специалисты заняты, приходите через месяц». Тогда потребителю нужно изложить требования на бумаге. Назвать документ можно как угодно: заявление, претензия, рекламация, жалоба — его должны принять в любом случае.
В требовании о гарантийном ремонте владелец должен указать:
- Название и юридический адрес дилера, завода или импортера.
- Данные собственника и автомобиля.
- Подробное описание проблемы.
- Что конкретно нужно сделать с машиной.
- Ссылки на статьи 18 и 19 ФЗ «О защите прав потребителей».
Образец требования. Я не рекомендую пользоваться образцами из интернета. Каждая неисправность уникальна. Вот как это может выглядеть в жизни. Например, автомобиль ввезли по параллельному импорту:
22.09.2024 года я приобрел у вас автомобиль Zeekr 001 2023 года выпуска. Он оказался неисправен — батарея не заряжается. Использовать его по назначению невозможно. На основании ст. 18 и ст. 19 ФЗ «О защите прав потребителей» прошу расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги на счет 1234567890 в АО «Последний банк Санкт-Петербурга».
Вот пример гарантийного требования к заводу-изготовителю:
22.09.2024 года я приобрел автомобиль Geely Monjaro 2023 года выпуска у официального дилера АО «Джили». В течение недели после этого вышел из строя двигатель — ему нужен капитальный ремонт. Поскольку автомобиль на гарантии, на основании ст. 18 и ст. 19 ФЗ «О защите прав потребителей» прошу вас заменить его на аналогичный.
Гарантийное требование к дилеру может выглядеть так:
22.09.2024 года я приобрел у вас автомобиль Chery Tiggo 4 pro 2024 года выпуска. На следующий день у машины перестал работать задний левый фонарь. Поскольку автомобиль на гарантии, на основании ст. 18 и ст. 19 ФЗ «О защите прав потребителей» прошу вас отремонтировать задний левый фонарь.
Что нужно приложить к требованию. Можно ничего не прикладывать. Отсутствие сервисной книжки, договора купли-продажи, кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в приеме и удовлетворении требований . Но копия ДКП, сервисной книжки и чеков сильно упрощает задачу.
Как направить требование. Можно написать его от руки или напечатать заранее в двух экземплярах, на вашем должны указать дату приема документа. Еще требование можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или с помощью сервиса заказных электронных писем.
Если с требованием согласятся, вам назначат день и место, куда вы должны прибыть для ремонта, или согласуют порядок возврата денег либо замены автомобиля на новый.